почему фотографии получаются не резкими

Почему фотографии получаются не резкими

Одно из ключевых значений в фотографии имеет резкость. С помощью регулировки резкости осуществляют художественный замысел фотографа. Очень часто можно увидеть мутные фотографии, которые получились такими из-за незнания правильности настроек камеры или ошибки фотографа. Давайте подумаем почему фотографии получаются не резкими.

Почему фотографии получаются не резкими: ТОП-5 причин

Естественно, причин мутности может быть огромное количество, но тут рассмотрим именно те, которые коварно поджидают любого фотографа в процессе работы.

Шевеленка — смаз кадра в движении

Самые распространенные причины шевеленки:

  • фотограф снимает без штатива и вспышки в темном помещении;
  • использовался суперзум, или телевик;
  • фотограф двигался во время съемки;
  • сами объекты двигались слишком быстро.

Хорошо если в условиях съемки встречается только одна из причин. Ее всегда можно решить быстро, хуже, если таких причин сразу несколько.

Несколько хитростей для решения проблемы с нерезкостью:

  1. Безопасная выдержка надежно защитит снимок шевеленки. Рассчитать ее значение очень просто — следует единицу разделить на фокусное расстояние. Но для кропнутых камер такая арифметика может не подойти. Это объясняется тем, что срезанные матрицы сужают угол зрения, и фокусное расстояние становится как бы длиннее.
    Есть еще один простой способ для расчета безопасной выдержки. Для этого надо внимательно рассмотреть шкалу фокусных расстояний. Безопасная выдержка считается с числа, округленного в большую сторону от текущего фокусного расстояния (единицу делят на это значение). Чем длиннее фокусное расстояние, тем короче выдержка. К примеру, для линзы с фокусным расстоянием 300 мм безопасная выдержка будет равна 1/300, то есть снимать на телеобъектив без шевеленки можно только в ясный солнечный день, когда света очень много.
  2. Стабилизатор изображения. Эта функция не панацея от шевеленки, но очень хорошо помогает фотографу сделать выдержку более длинной. С ее помощью можно получить резкие кадры при выдержке 1/100 для фокусного расстояния 300 мм.
  3. Во время съемки из автомобиля можно получить хорошие документальные снимки. Но через стекло снимки будут достаточно мутными, и фотографу при движении сложно скомпоновать кадр. Поэтому таких ситуаций лучше избегать.
  4. Двигающийся объект можно снимать двумя способами. Первый — это короткая выдержка. В этом случае открываем диафрагму и повышаем чувствительность ISO. Объект будет статичен в кадре. Второй способ — это длинная выдержка с проводкой. В этом случае на снимке будет размытый фон, что придаст кадру динамику. В этом случае, наоборот, диафрагму следует вставить приоритет выдержки и, сфокусировавшись на объекте, следовать его движению. Как только объект достигнет своего место в кадре, можно щелкать затвором.
  5. Если объект двигается в сторону фотографа, то можно установить функцию «серийная съемка» и, сделав серию кадров, выбрать затем несколько удавшихся.

Особенность оптики

Вторая причина, почему фотографии получаются не резкими – постоянный промах автофокуса. В фотографии это явление называется бэкфокус или фронтфокус. Он очень сильно мешает фотографам-портретистам, в макро- и предметной съемке. Промах автофокуса даже на пару миллиметров играет большую роль в таких кадрах и увеличивает количество брака. Для того чтобы проверить, как сильно промахивается автофокус, можно воспользоваться специальной линейкой либо взять обычный лист с печатным текстом. Перед тестом следует открыть диафрагму и выставить минимальное значение ISO. Затем камеру устанавливаем на штатив, и наводим автофокус на линейку или строку. На получившемся снимке будет видно, на какое расстояние промахивается автофокус.

В случае если обнаружился фронт/бэкфокус, то следует отнести камеру с объективом на юстировку в сервис-центр. Но на профессиональных зеркалках есть специальные настройки камеры. Они помогут отъюстировать объектив и запомнить настройки для каждой линзы.

Кривизна пространства изображения

На некоторых снимках можно заметить, что резкость на краях снимка исчезает. Особенно часто такие случаи можно увидеть при отрытой диафрагме. Это объясняется тем, что зона резкости существует и в матрице. Идеально, если картинка полностью ложится на матрицу, но проблема заключается в поле изображения. Оно имеет выгнутую форму, и поэтому резкость к краям снимка снижается. Это ошибки производителя и никакими настройками их не исправить. Такой дефект наблюдался у объектива Canon 24–70 первого поколения. Производители исправили ошибку, но это сильно сказалось на его цене.

Сферическая аберрация

Этот дефект обычно проявляется при открытой диафрагме, когда свет фокусируется не на самой матрице, а не доходя до нее. В результате чего появляется размытое пятно. Картинка становится очень мягкой и нерезкой. Сферические аберрации вызывают красивый эффект размытия заднего плана, но это – одна из причин, почему фотографии получаются не резкими.

Дифракция

Дифракция возникает при закрытии диафрагмы. Свет немного меняет направление, когда встречает препятствие, в итоге на снимке резкость будет заметно снижена. Поэтому для достаточной резкости изображения можно фотографировать, установив диафрагму в пределах от 5,6 до 8.