Фотография. Золотое сечение

Фотография. Золотое сечение

В архитектуре, скульптуре, любом изобразительном искусстве художники применяют правило золотого сечения. Это сечение раньше называли ещё «божественной пропорцией». Это основное правило, позволяющее построить или изобразить что-то в правильных пропорциях. То же самое относится и к фотографии. Т. е. весь принцип золотого сечения заключается в правильном расположении объектов изображения. Такое расположение, которое хорошо воспринимает человеческий глаз, точнее даже его сознание.

У художников, у фотографов, у всех людей искусства уже есть это чувство золотого сечения. Прежде всего этого гармонизация передаваемой картины, в ней нет ничего противоречивого и не должно быть. Но в современных фотоаппаратах есть такая функция «сетка». Вот именно её можно применить для правильной, гармоничной фотографии.

К тому же применить этот приём, этот принцип правильной фотографии, используя сетку на фотоаппарате, совсем несложно. Главное, чтобы эта функция была. Включив её, необходимо расположить наиболее значимые элементы композиции на точках пересечения золотого сечения. Также в кадре может быть явный центр, который притягивает к себе внимание и не смотреть на него невозможно. В любом случае он будет привлекать к себе весь взгляд, если на данной фотографии является центром, акцентом всей композиции. Эту основу необходимо разместить на одном из пересечений так, чтобы располагался он на треть выше от рамки или на треть ниже, или от каждой из сторон на таком же расстоянии.

Но и главное состоит в том, чтобы правильно выбрать акцент композиции, а не только в расположении какой-нибудь части в точке пересечения золотого сечения. Выбрать же правильный центр фотографии не должно составить большого труда. В большинстве случаев это очевидно. Например, одинокое дерево, стоящее на краю обрыва; цветок, у которого раскрылся лишь один бутон. Который и будет центром и т. д.

Но в любом случае не нужно превращать правило золотого сечения в какую-то панацею, в строжайшую догму, в то правило, от которого ни в коем случае нельзя отступать. Так как создавая фотографию при таких условиях возможно нарушение цельной, гармоничной композиции, когда это правило вносится насильно. Этот принцип используется ради гармонии, но ни в коем случае он не вносит посредственности и назойливости в произведение искусства.